Качество продукции

Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни и воспроизводство человека, сохранение окружающей среды, в конечном счёте - содержание качества социально-экономического роста. Эра качества знаменуется осознанием человеком своей роли в обеспечении необходимого ему качества материальных благ как организатора, руководителя, проектировщика и изготовителя необходимых обществу продуктов и как их потребителя. В новой реальности наблюдается стабилизация качества на уровне, не всегда соответствующем требованиям современного научно-технического развития, а не редко и тенденция к снижению его уровня.

Экономическое содержания понятия качество продукции

Результат экономической относительной оценки одной из сторон полезной вещи, удовлетворяющей человеческие потребности. Экономическое содержание понятия "качество продукции" образуется путём соединения философского понятия качества как характеристики отличия одного предмета от всех остальных и экономического как овеществлённого результата производственной деятельности людей.
▣ Качество продукции выражает меру учёта совокупных требований к продукции, как к средству производства или предмету потребления в отношениях изготовителей и потребителей при её разработке, производстве и использовании.
▣ Качество продукции следует определять как меру конструктивного и эксплуатационного её совершенства, проявляющегося в полезных свойствах.
▣ Международной организацией по стандартизации (ИСО) качество продукции определяется как совокупность свойств и характеристик изделия, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования при обеспечении необходимых и достаточных условий, указанных в инструкции по применению (установке, монтажу и эксплуатации) продукции.

Применительно к конкретной продукции качество выражает собой результат планомерного роста и оптимального сбалансирования её полезных свойств на стадии проектирования, производства и эксплуатации в пределах допустимых затрат.

Повышение качества продукции

В каждой социально-экономической системе в зависимости от уровня её развития степень использования качества продукции предопределяется рядом факторов.
◉ Достигнутым соотношением совокупного спроса и предложения.
◉ Уровнем развития материально-технической базы общества, его производственного и научно-технического потенциала.
◉ Квалификацией рабочих и инженерно-технических работников.
◉ Качеством вовлекаемых в производство сырья и материалов.

Радикально повысить качество продукции при отсталой технической базы производства можно только с помощью крупных капитальных вложений в техническое перевооружение предприятий (модернизация производства), в создание новейших технологий и их реальное внедрение, а также затрат на переподготовку высококвалифицированных кадров.

Качество и стоимость продукции

Соотношение качества и стоимости есть соотношение двух сторон продукции - её потребительной стоимости и стоимости, выражает соотношение полезности продукции с овеществлённым в ней общественным трудом. На практике оно реализуется через принцип соизмерения затрат и результатов, что предполагает не просто учёт и измерение потребительной стоимости и качества продукции, но и установление определённого норматива качества для каждой группы продукции. В условиях недостаточного уровня развития материально-технической базы политика в области качества должна исходить из принципа понимания качества и затрат на него не как на разность, а как слагаемые общего экономического роста.

Качество продукции можно рассматривать в соотношении как к общей величине затрат, так и отдельно к затратам на её производство и к затратам на её применение.


Показатели качества промышленной продукции

Показатели качества по характеру выражаемых ими свойств продукции классифицируются на следующие основные группы показателей:
▣ назначения (функциональности);
▣ надёжности;
▣ технологичности;
▣ унификации;
▣ патентно-правовые;
▣ эргономические;
▣ эстетические;
▣ экологические;
▣ безопасности;
▣ экономические.

Показатели назначения характеризуют функциональные свойства продукции и определяют условия её рационального применения в соответствии с инструкцией по эксплуатации и мониторингом рабочих параметров. Показатели надежности включают подгруппы показателей безотказности (работка на отказ, интенсивность отказов), долговечности (средний ресурс, срок службы и т.д.), ремонтопригодности (продолжительность и трудоёмкость, коэффициент восстановления качества). Показатели технологичности выражают обобщённую характеристику рациональности применённых в продукции конструкторских и технологических решений, определяющих структуру затрат труда при подготовке к её производству, изготовлении и эксплуатации. Показатели унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными составными частями (деталями, сборочными единицами, комплектующими) в отношении к оригинальным изделиям. Патентно-правовые показатели выражают степень защиты продукции патентами, а также степень реализации технических решений, не подпадающих под действия выданных патентов.

Технико-экономический уровень продукции

Технико-экономический уровень продукции - мера (степень) её технического и технологического совершенства и экономической эффективности. Показатели технико-экономического уровня определяются путём сопоставления данной продукции с лучшими в мире образцами аналогичной продукции. При этом обязательно учитывается прогрессивность применения конструкторских и технологических решений, т.е. их соответствие тенденциям научно-технического развития, возможность реализации лицензий и патентов [путь от идеи к изделию], производственного международного кооперирования, сокращения сроков создания и освоения продукции.

Высокий технико-экономический уровень конструкторских и технологических решений - исходное условие высокого технико-экономического уровня продукции на стадии производства. Поэтому отбор лучших вариантов продукции для разработки и постановки на производство, начиная с технического задания, по критерую соответствия её технико-экономических показателей мировым образцам является определяющим фактором устойчивого выпуска отечественной продукции на уровне требований высших достижений.

Конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции - способность продукции удовлетворять спрос и приносить определённую нормативную прибыль. Основой конкурентоспособности продукции выступает новизна конструкторского решения и техническое совершенство, обеспечиваемое использованием изобретений и открытий, и закреплённое показателями патентной защиты и патентной чистоты. Исходным моментом планирования, проектирования и производства конкурентоспособной продукции является определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения требований определённого рынка и для обеспечения её преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других изготовителей.

В последнее время при оценке уровня конкурентоспособности продукции в первую очередь учитывается требование эксплуатационной надежности изделия, которая рассматривается во взаимосвязи с величиной необходимых на его изготовление затрат.
Брак - продукция, непригодная для удовлетворения потребности в соответствии с назначением. Критерием брака является недопустимое отклонение свойств (парметров) продукции от требований рабочей документации. Понятие "брак" относится не только к продукции материального производства, но и к результатам проектных, конструкторских и технологических разработок.

Обеспечение качества продукции на стадии опытно-конструкторских разработок

Опытно-конструкторским разработкам принадлежит решающая роль в обеспечении высокого технико-экономического уровня и качества продукции. Содержание и результат работ на этом этапе проектирования определяют потенциальные возможности и основные эксплуатационные свойства продукции. Организационно-техническое обеспечение реализуется через оптимальную организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с выделением работ по созданию базовых образцов продукции новых поколений на основе изобретений и открытий. Поэтому к базовым образцам техники следует предъявлять особенно высокие требования по обеспечению надёжности в эксплуатации. Важным резервом повышения качества разработок является сокращение их сроков проектирования, в частности за счёт повышения уровня автоматизации проектно-расчётных работ, что позволяет повысить технический уровень и качество разрабатываемой продукции на 10-15% и в 2-4 раза сокращает сроки передачи изделий в производство. Повышение результативности разработок новой продукции с позиций её качества зависит и от инженерной доведённости конструкции ещё до стадии освоения производством. Такая доведённость достигается в процессе испытаний опытных образцов и отдельных их составных элементов и узлов.