Переходные посадки. Рекомендации по применению
Переходные посадки предназначены для неподвижных разборных соединений деталей, требущих легкой сборки и разборки при обеспечении высокой точности центрирования [высокой степени совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия]. Для таких посадок характерно перекрытие полей допусков отверстия и вала, поэтому в соединении возмозможно получение как натягов, так и зазоров. Без предварительной выборки деталей для соединения получение натягов не гарантировно; эти натяги недостаточны для передачи соединением значительных крутящих моментов или усилий. Поэтому такие посадки применяют с дополнительным креплением соединяемых деталей шпонками, штифтами и др.
Плотные посадки
Плотные посадки типа H/js применяются в легкоразъемных неподвижных центрирующих соединениях, подвергающихся частой разборке. Как правило, они применяются в сочетаниях полей допусков, в которых точность вала на один квалитет выше, чем отверстия: H8/js7, H7/js6, H6/js5 и H5/js4. Последние две посадки труднодостижимые и применяются в особо точных центрирующих соединениях - в ответственных приборах и машинах. Указанные посадки имеют вероятность зазора в пределах 92 ∻ 99 %. Чем больше веротяность получения натяга, тем более прочной является посадка.
Посадка H7/js6 является предпочтительной, процент натягов PN ≈ 0,5 ∻ 0,6 %, используется в сменных субчатных колёсах на валах, в съёмных шкивах и муфтах на концах валов малых электромашин, в шпиндельных головках шлифовальных станков и т.п.
Посадка H8/js7, с процентом натягов PN ≈ 0,6 ∻ 2,7 %, применяется при снижении требований к точности центрирования.
Посадки напряженные
Посадки типа H/k широко применяются в неподвижных разъёмных соединениях для точного центрирования соединяемых деталей в тех случаях, когда охватывающая деталь вместе с охватываемой является подвижной сборочной единицей, например, неподвижно закрепляемые зубчатые колёса, шкивы, муфты - монтируются на валах по этой посадке. Эти посадки характеризуются тем, что вероятность появления в соединении зазора или натяга примерно одинакова, обеспечивается хорошее центрирование при достаточно легкой сборке (с помощью молотка).
Посадки H5/k4 и H6/k5 повышенной точности, с процентом натягов PN ≈ 38 ∻ 68 % и PN ≈ 38 ∻ 50 % соответственно, имеют ограниченное применение в ответственных соединениях или высокоточных приборах.
Посадка H7/k6 предпочтительная, с процентом натяга PN ≈ 24 ∻ 34 %, фактически не имеющая зазора, особенно при большой длине сопряжения. Она применяется в соединениях зубчатых колёс, звёздочек, муфт, шкивов, маховиков, рычагов с валами, в грунд-буксах и подшипниковых втулках в корпусах и т.п., причём передача крутящего момента обеспечивается штифтами, шпонками или винтами.
Посадка меньшей точности H8/k7, с процентом натяга PN ≈ 24 ∻ 29 %, может применяться при невысоких требованиях к точности центрирования.
Посадка тугая
Посадки типа H/m характеризуются значительно большей вероятностью появления в соединении натяга (около 95%), чем зазора. Однако натяги в соединении сравнительно малы и не позволяют передавать заметных крутящих моментов без дополнительного крепления. Практически посадка обеспечивает точное центрирование с эксцентриситетом, равным в большинстве соединений нулю, что усложняет сборку и разборку соединения по сравнению с посадками типа H/k.
Среди рекомендуемых посадок H5/m4 [с процентом натяга PN ≈ 99,93 ∻ 99,98 %,], H6/m5 [с процентом натяга PN ≈ 94 ∻ 99 %,], H7/m6 [с процентом натяга PN ≈ 80 ∻ 85 %,] и H8/m7 [с процентом натяга PN ≈ 60 ∻ 71 %], предпочтительных нет. Они применяются в посадках штифтовых соединений, в соединении тонкостенных втулок с валами, в посадках кулачков на распределительном валу и поршневых пальцев в бобышках поршней компрессоров, а также в посадках втулок подшипников в стенки редукторов и станков и т.п.
Посадка глухая
Посадки типа H/n обеспечивают натяг в ~ 99% соединений и являются наиболее прочными из всех переходных посадок. Они могут передавать усилия и моменты средней величины без дополнительного крепления при спокойных условиях работы. Разборка таких соединений проводится редко.
Среди рекомендованных посадок H5/n4, H6/n5, H7/n6 и H8/n7 предпочтительной является предпоследняя. Последние две посадки применяются для соединения кондукторных втулок с корпусом приспособления или кондукторной плитой, муфт на валах электродвигателей, червячных колёс на валах и т.п.
Посадка H6/n5 с гарантированным натягом небольшой величины, применяется для посадки зубчатых колёс и других деталей, червячные колеса на валах, воспринимающих ударные нагрузки, работающих при реверсивном движении под большими нагрузками. Неподвижность соединения достигается дополнительными средствами крепления.