Посадки с натягом. Рекомендации по применению
Посадки с натягом в цилиндрических соединениях применяются для образования неподвижных соединений без дополнительных креплений соединяемых деталей шпонками, штифтами и другими средствами. Неподвижность соединения достигается за счёт напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие деформаций контактных поверхностей. При прочих равных условиях напряжения пропорциональны натягу. В большинстве случаев посадки с натягом вызывают упругие деформации контактных поверхностей. Выбор посадки проводится из условия, что при наименьшем натяге обеспечивается прочность соединения и передача нагрузки, а при наибольшем - прочность деталей. Для этого проводится расчет, после чего рекомендуется опытная проверка.
В отличие от других способов обеспечения неподвижности деталей в соединении при передаче нагрузок, посадки с натягом позволяют упростить конструкцию и сборку деталей, обеспечивают высокую степень их центрирования.
Прессовые тяжелые посадки
Тяжелые и особо тяжелые посадки типа H/u, H/x и H/z, характеризуются большим гарантированным натягом и значительным его колебанием. Они предназначены для передачи больших усилий и моментов при тяжелых условиях работы без дополнительного крепления. Посадки этой группы обычно не рассчитывают: рекомендуется экспериментальная проверка назначенной посадки.
Посадки H7/u7 и H8/u8 применяются чаще в соединениях без крепёжных деталей при значительных нагрузках, в том числе, знакопеременных или с крепёжными деталями при очень больших нагрузках: вагонные колеса на осях, в установочных штифтах станочных приспособлений, в несъёмных муфтах на концах валов прокатных станов, в седле клапана головки блока цилиндров двигателей внутреннего сгорания и др.
Посадки прессовые средние
Средние посадки H/r, H/s и H/t гарантируют получение натяга средней величины. Соединение деталей способно передать довольно значительные крутящие моменты и усилия без дополнительного крепления. В системе отверстия к ним относятся семь рекомендуемых посадок: H6/r5, H7/r6, H6/s5, H7/s6, H8/s7 и H7/t6. Посадки H7/r6 и H7/s6 являются предпочтительными. Средние посадки применяются при запрессовки втулок в шкивы и зубчатые колеса на валах коробок скоростей, для установки бронзовых венцов червячных колес, при запрессовке колец пар трения в стальные обоймы торцевых уплотнений валов, а также при установке втулок щелевых уплотнениий валов в корпуса насосов, специальных уплотнительных комплексов и т.п.
Посадки легкопрессовые
Легкопрессовые посадки типа H/p обеспечивают минимальный гарантированный натяг и применяются для соединения тонкостенных деталей при передаче небольших моментов и усилий. Посадки очень чувствительны к изменению натяга, поэтому встречаются в более точных квалитетах.
Посадка H7/p6 является предпочтительной, более точная посадка H6/p5 применяются редко, например, для тонкостенных легко повреждаемых втулок при относительно больших длинах. С помощью легких посадок соединяются тонкостенные втулки с корпусами, установочные кольца на валу электродвигателя, втулки с зубчатыми колесами металлорежущих станков и др.