Посадки с зазором. Рекомендации по применению
Эксплуатационные показатели оригинальных изделий машиностроения зависят от правильности выбора посадок (соединений), допусков формы и расположения поверхностей, а также от их шероховатостей. Посадки с зазором являются наиболее распространёнными, предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей, и предусматривают 40 рекомендованных посадок в системе отверстия [11 из них предпочтительные] и 39 посадок в системе вала [6 из них предпочтительные]. В подвижных соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсации температурных деформаций. Для посадок с зазором наименьший предельный размер отверстия больше или равен наибольшему предельному размеру вала.
Скользящие посадки
Посадки H/h установлены во всём диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4-12 квалитеты). Скользящие посадки часто применяют для неподвижных соединений с дополнительным креплением при необходимости частой разборки сопряжённых деталей, а также для центрирования [высокой степени совпадения центра вала с центром сопрягаемого с ним отверстия] легкоразъёмных неподвижных соединений, если нет необходимости в более точном центрировании. В подвижных соединениях эти посадки служат для медленных перемещений деталей обычно в продольном направлении, а также для соединений, детали которых должны легко передвигаться или проворачиваться относительно друг друга. Это самые плотные из свободных посадок, они обеспечивают минимальные зазоры в соединении [гарантированный наименьший зазор в соединении равен нулю], однако получение соединений деталей с нулевым зазором практически маловероятно, поэтому скользящие посадки в ряде случаев используются и для подвижных соединений вращательного движения (при малых скоростях вращения). Скользящие посадки при средних значениях дают соединения с зазором, пригодные для подвижных соединений центрирующих втулок, плунжеров, направляющих штоков, уплотнений неподвижных ниппельных соединений и т.п.
Посадки H5/h4 и H6/h5 высокой точности применяют для особо точного центрирования, например, для соединения панели с корпусом задней бабки токарного станка. В общем машиностроении применяются редко.
Посадка H7/h6 применяется при высоких требованиях к центрированию часто разбираемых или регулируемых соединений, например, сменные зубчатые колёса на валах станков, сменные кондукторные втулки, шпинделя в корпусе сверлильного станка, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения, фрикционные муфты, центрирующие выступы в гнёздах.
Посадка H8/h7 используется для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности, имеют примерно то же назначение, что и предыдущая посадка. Обеспечивает большую легкость сборки и регулирования узла, являтеся предпочтительной посадкой по ГОСТ 25347-82
Посадки H8/h8, H8/h9, H9/h8 и H9/h9 достаточно широко применяются для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (шкивы, муфты, зубчатые колеса и другие детали, соединяющиеся с валом при помощи призматической шпонки; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений и манжетных уплотнений валов, торцовых уплотнений валов и их неподвижных контрколец, лопастных винтов мешалок на валах и т.п.
Посадки H10/h9, H10/h10, H11/h11 и H12/h12 применяются для неточных соединений, центрирования фланцев и крышек, соединения арматуры, для крышек насосов, крышек сальников в корпусах, цепных передач на валах, для соединений под расклёпку, пайку или сварку.
Посадки движения
Посадки движения типа H/g гарантируют небольшой зазор, изменяющийся с увеличением диаметра. Это посадки свободные, обеспечивающие взаимное осевое перемещение деталей при высокой точности центрирования; они очень чувствительны к увеличению зазора, поэтому применяют лишь в точных квалитетах. H6/g5 является дорогостоящей, поэтому в случаях, допускающих снижение требований к точности центрирования подвижных деталей, она заменяется посадкой H7/g6. Применяют её в подвижных соединениях для обеспечения герметичности, точного направления, поршней в цилиндрах (пневматических и др.), шпинделей точных станков и делительных головок в направляющих; для центрирующих соединений подвижных элементов в штампах, передвижных шестерен на валах коробок передач.
Посадки ходовые
Посадка H7/f7 является типичной ходовой и предназначается для подвижных соединений, когда необходимо обеспечить легкодостижимую посадку высокого качества: пошипники скольжения для всех легких и средних машин, подшипники в коробках передач, подшипники зубчатых колёс и шкивов, свободно вращающиеся на осях; подшипники центробежных насосов, коренные подшипники ДВС и поршневых компрессоров.
Посадка H8/f7, H8/f8 и H9/f8 применяют взамен предыдущей посадки, когда требования к точности центрирования снижены: направляющие в поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирования крышек цилиндров, подшипников скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения, а также для уплотнений неподвижных и подвижных соединений втулка - вал с помощью резиновых колец круглого сечения..
Посадки легкоходовые
Посадки H/e свободные, могут применяться с 6 по 9-й квалитеты в зависимости от интенсивности режима, точности центрирования, относительной трудоемкости обработки посадочных поверхностей отверстий и вала, требуемой долговечности.
Посадка H8/e8 является предпочтительной, обеспечивает легкоподвижное соединение, допускающее радиальное перемещение без значительных перепадов (например, в опорах, удалённых друг от друга) или биение сопрягаемых поверхностей (например, в подшипниках многоопорных валов); применяется в механизмах малой точности: подшипников скольжения, работающих в жидкостном или полужидкосном режимах трения, в направляющих осевых перемещений, в опорах валов турбогенераторов и центробежных насосов, в подшипниках коренных шеек коленчатых валов.
Посадки пониженной точности H8/e9, H9/e8 и H9/e9 применяются в подшипниках скольжения неответственных машин.
Посадки широкоходовые
Посадки H/d легкоподвижных соединений общего применения, допускают радиальное перемещение и компенсируют погрешности взаимного расположения трущихся поверхностей вследствие перекоса или прогиба вала, погрешностей формы в осевом и радальных сечениях, эксцентриситетов опор и шеек вала в многоопорных конструкциях. Они используются в тех случаях, когда необходимо компенсировать погрешности сборки или температурные деформации.
Посадки H7/d8, H8/d8 используются ограниченно, для точных соединений, работающих при значительных перепадах температур и тяжелых режимах работы - в подшипниках трубин, валков прокатных станов и т.п.
Посадки H8/d9, H9/d9 являеются предпочтительными и используются при монтаже приводных валов в подшипниках, для соединения холостых шкивов с валами, для центрирования конических клапанов и в других подобных случаев.
Посадки низкой точности H10/d10 и H11/d11 применяются в случае неточных соединений.